Купить решения «Лаборатории Касперского»
в интернет-магазине Kaspersky-Security.ru |
Симфония слежки: как звучат cookie-файлы в вашем браузере
Расширение Listening Back позволяет послушать cookie-файлы, чтобы оценить реальный масштаб слежки в Сети.
Слушать cookie-файлы в Интернете может быть интересно, хотя их звуки и не очень мелодичные. Да-да, теперь cookie можно услышать — поможет в этом специальное расширение для веб-браузера под названием Listening Back, которое разработала Джасмин Гаффонд (Jasmine Guffond) и представила на 36C3.
Вот в чем основная идея. Куча интернет-корпораций использует cookie-файлы, чтобы следить за нами. Проблема в том, что обычно это не очень-то заметно. Поэтому Гаффонд решила «озвучить» куки — это позволяет оценить на собственном опыте, насколько они вездесущи.
Что такое cookie-файлы и как они связаны со слежкой
Cookie — небольшие фрагменты данных, которые веб-сайты сообщают браузеру. Тот сохраняет их в файлы на вашем компьютере, а при следующем посещении того же сайта отправляет обратно. Это позволяет сайтам не спрашивать ваш пароль при каждом посещении, запоминать ваши настройки и так далее. В целом cookie-файлы делают веб-серфинг значительно проще и удобнее.
Так работают основные «куки» — файлы, сохраненные сайтами, которые вы действительно посетили. Но еще есть сторонние cookie — их присылают различные сторонние сервисы, которые использует владелец посещаемого вами сайта — аналитические инструменты, социальные или рекламные сети и так далее.
Именно сторонние cookie отслеживают действия пользователей в Интернете. Происходит это примерно так: если cookie-файлы сервиса A используются на веб-сайтах X, Y и Z, то сервис A знает, когда вы посещаете X, Y или Z. При этом cookie-файлы Google, Facebook, Amazon и других интернет-гигантов используются почти повсеместно. Например, самый распространенный cookie-файл в мире — это cookie-файл сервиса Google Analytics.
С одной стороны, сторонние cookie тоже могут приносить пользу. Например, надежные аналитические данные помогают владельцам сайтов создавать более качественный контент. С другой же стороны, интернет-гиганты используют их, чтобы узнавать, какие веб-сайты вы посещаете, что вы на них делаете и так далее. На основе этих данных они показывают вам таргетированную рекламу каждый раз, когда вы выходите в Сеть.
Вот так cookie-файлы помогают следить за нами. Однако все это происходит незаметно для пользователя. Чтобы сделать слежку более наглядной, Джасмин Гаффонд решила озвучить «куки». Цель проекта — привлечь внимание к тому, чего мы обычно не замечаем.
Как звучат cookie-файлы
Гаффонд разработала расширения для двух популярных браузеров: Google Chrome и Mozilla Firefox. Каждый раз, когда cookie-файл сохраняется на компьютер, удаляется или обновляется, раздаются определенные звуки — для cookie разных сервисов они разные. Например, Google Analytics от Facebook можно различить по звуку.
Джасмин назвала расширение, которое «переводит cookie-файлы в звуки», Listening Back. Так она стремится помочь пользователям понять, с каким огромным количеством cookie мы имеем дело в Интернете.
Особенности проекта Listening Back
Расширения для браузеров не предназначены для обработки такого большого количества звуков, поэтому когда веб-сайты почти одновременно пытаются сохранить на компьютере множество cookie-файлов, расширение может издавать прерывистый звук, пытаясь «проиграть» их все сразу. Получается довольно неприятный шум, поэтому лучше не держать расширение включенным постоянно.
По данным Инженерного совета Интернета, браузеры должны быть способны обрабатывать более 50 cookie-файлов для одного домена, однако расширение Listening Back справляется только с 43 — при попытке произвести больше звуков происходит сбой. Гаффонд специально ввела это ограничение, но даже 43 звука одновременно — та еще какофония.
Гаффонд подобрала отдельные звуки для Facebook, YouTube, Google Analytics, Amazon и других популярных сайтов, а также для сервисов, cookie-файлы которых часто используются для отслеживания пользователей и таргетирования рекламы.
Запомнив звуки разных cookie-файлов, вы сможете понять, какие компании следят за вами больше всего, на каких сайтах и как часто. К примеру, попробуйте прислушаться к звуку cookie-файлов Facebook — часто его можно услышать на сайтах, которые, казалось бы, вообще никак не связаны с социальной сетью.
Не забудьте о разрешениях
Помните, что для работы расширения Listening Back требуется одно из самых опасных браузерных разрешений — на чтение и изменение любых данных на всех посещаемых веб-сайтах. Если вы не доверяете этому расширению, то не вводите конфиденциальную информацию и не посещайте сайты, требующие входа в учетную запись, пока вы его используете.
В целом расширение забавное и познавательное. Советуем попробовать «послушать куки» хотя бы пару часов (при соблюдении необходимых мер предосторожности, конечно). Кстати, если вы используете инструменты против отслеживания ваших действий в Интернете — например, встроенную функцию защиты личных данных в Kaspersky Security Cloud или Kaspersky Internet Security, — попробуйте посетить одни и те же сайты с включенной и выключенной защитой, и вы услышите, как изменится звучание.
Источник: Лаборатория Касперского
03.03.2020