Купить решения «Лаборатории Касперского»
в интернет-магазине Kaspersky-Security.ru |
Как не забывать про свои подписки и экономить деньги | Блог Касперского
Все о подписных сервисах: история, перспективы, способы управления подписками
Подписки на услуги и товары стали так распространены, что обычному человеку становится все труднее удержать в голове все свои подписки. И в большинстве случаев мы значительно — больше чем в два с половиной раза — недооцениваем ежемесячные траты на них, поскольку списания небольших сумм «размазаны» во времени и не складываются в общую картину. А по статистике*, в развитых странах подписчики тратят в год на подписки сумму, сопоставимую со среднемесячным заработком.
Согласно нашему исследованию*, в среднем по миру подписчик тратит в год $938 на 12 подписок. На первом месте жители США — у них в среднем по 18 подписок общей стоимостью $2349 в год. Жители Бразилии, Индии и России имеют в среднем по 10 подписок и тратят на них $732 в год, а дешевле всего подписки обходятся жителям Турции — $478 за 12 подписок.
Почему такой разброс? Дело в том, что средняя стоимость одной подписки в США, Германии и Великобритании ($12 в месяц) аж в три раза выше средней стоимости подписки в России ($4).
Проблемой управления подписками даже озаботилось правительство США: недавно анонсированная инициатива призвана упростить отказ от ненужных подписок. Как получилось, что подписки проникли во все сферы жизни, и всегда ли это оправдано?
Как подписки стали популярны
Исторически подписки занимали свою узкую нишу. Уже в XVII веке за ежемесячную плату можно было получать регулярно выпускаемые газеты, журналы или очередные тома многотомных сборников книг. С некоторой натяжкой подпиской можно также считать ежедневную доставку молока на дом, известную в некоторых странах с середины XIX века.
Самой популярной подпиской конца XX века, несомненно, было кабельное телевидение, позволяющее просматривать сотни тематических каналов с фильмами, сериалами и передачами. И когда на смену кабельному телевидению пришел Netflix, обучать аудиторию и изобретать велосипед не пришлось.
Применить ту же бизнес-модель к товарам повседневного спроса первыми придумали создатели компании Dollar Shave Club. С 2011 года компания ежемесячно доставляет подписчикам на дом набор бритв на месяц по цене, заметно меньшей чем в магазинах. В первые же двое суток с момента анонса фирма получила 12 тысяч заказов.
За прошедшее десятилетие по подписке стали предлагать буквально все — от готовых рационов еды на неделю и ежедневно чистых носков до… ежемесячных комплектов настоящих костей животных для коллекционеров и аксессуаров для тех, кто выращивает цыплят.
В мире программного обеспечения подписки изначально не были популярны. Большинство приложений продавались в красивых коробках, на дискетах и CD, и за них нужно было единоразово заплатить очень приличную сумму, но потом пользоваться приложением можно было неограниченно долго. Редким исключением из правила были приложения, требующие очень частого обновления, например антивирусы, — они распространялись по подписке уже в 1990-е.
Подписки стали проникать в эту сферу вместе с облачными сервисами, хранящими данные пользователя на серверах поставщика: Dropbox, веб-хостинг и так далее. Здесь регулярная плата вместо одного платежа была обоснована и понятна. Но производители ПО заметили, что ежемесячные или ежегодные платежи позволяют в конечном счете зарабатывать на пользователе больше, чем когда он однократно выкладывает крупную сумму. В результате подписную модель стали «натягивать» даже на сервисы, природа которых не требует регулярных обновлений или какого-то участия производителя в их работе. Сегодня по подписке можно получить и традиционно «коробочные» продукты вроде того же офисного пакета, и доступ к игровым или музыкальным сервисам, и многое другое. Существуют и откровенно мошеннические предложения вроде калькулятора по подписке.
В последние годы популярность набирают «мультиподписки» — единая оплата целого комплекта разнородных сервисов. Иногда это сервисы хотя бы из одной сферы, например Microsoft 360, но встречаются и более сложные гибриды вроде Яндекс.Плюс, где объединены кино, музыка, книги, скидки на такси, банковские сервисы с кэшбэком и многое другое. Казалось бы — удобно. Но оценить свои подписки, их стоимость и управлять ими становится еще сложнее.
В будущем, вероятно, число подписок у каждого человека будет лишь расти, поскольку подавляющее большинство новых программных продуктов выпускается именно по подписной модели. При этом и цена подписок неуклонно растет. За два года стоимость одних и тех же подписок увеличилась почти на треть, так что подписки надо брать под строжайший контроль.
Почему сложно управлять подписками
Подписок много, они вездесущи, поэтому управление подписками становится упражнением и здоровой привычкой, примерно как каждый день делать зарядку и регулярно записывать доходы и расходы. На это способны далеко не все. Есть и несколько технических и психологических причин, по которым подписку проще пустить на самотек, чем ей пользоваться или тем более управлять.
Сложно вспомнить об отписке. Ровно то, что привлекает в подписке производителей приложений и сервисов, является недостатком для клиентов. Не так уж часто человек говорит себе: «Перестаю пользоваться и все!» Обычно он просто пользуется сервисом реже, еще реже, потом забывает о приложении на месяц или два. А деньги за подписку исправно списываются. По разным данным, пользователи тратят от £39 до $133 в месяц на подписки, которыми не пользуются.
Накопленный багаж. Данные, созданные пользователем за время пользования сервисом, бывает очень сложно перенести в другие сервисы. Поэтому, даже решив отписаться, продолжаешь платить, чтобы не потерять свои данные. Нередко о необходимости миграции пользователь вспоминает за пару дней до продления подписки, поэтому приходится платить за год, просто чтобы иметь больше времени на экспорт данных.
Одинаковые функции в разных подписках. Например, если платить за Microsoft 365 и за Dropbox, то за облачное хранение файлов вы, по сути, платите дважды: в подписку Microsoft входит прямой аналог Dropbox под названием OneDrive.
Подписки задваиваются. Бывает, что из-за запутанных интерфейсов или несогласованных действий членов семьи подписку на один и тот же сервис покупают два или более раз. На разных устройствах у одного и того же сервиса оказываются разные учетные записи, и за каждую из них приходится платить.
Сложно отписаться. Банальная, но распространенная ситуация: процедура отказа от подписки в некоторых сервисах очень усложнена, и, отчаявшись пройти ее, пользователи откладывают это дело в долгий ящик. В результате отписка затягивается на месяцы и годы, а тем временем пользователи платят за неиспользуемые услуги. Именно поэтому правительство США решило жестче регулировать процедуру отписки и обязать компании сделать ее такой же простой, как процедуру подписки, а также упростить выход на живого оператора в техподдержке.
Как взять подписки под контроль
Обустроить свою цифровую жизнь в мире, где правят бал подписки, можно, заведя полезную привычку: аккуратно документировать семейные подписки сразу после их активации и периодически проверять их на актуальность. Еще важнее анализировать каждый подписной сервис перед тем, как к нему подключиться. Действительно ли он нужен регулярно? Доступен ли для оплаты при каждом использовании (pay as you go), а лучше — для одноразового платежа навсегда? Производители сервисов и приложений выпячивают на сайте подписные возможности, а опция однократной покупки и другие варианты оплаты могут быть хорошо спрятаны. Если ничего не находится, поможет поиск Google по сайту — только убедитесь, что покупаете официальное ПО на официальном сайте, а не вредоносное ПО на сайте-фальшивке.
Что касается ведения «бухгалтерии подписок», то с ней может помочь специальный сервис управления подписками SubsCrab. Он ведет учет всем подпискам, заранее предупреждает о датах следующих платежей и об истечении сроков подписки. Самое трудное (и скучное) в учете подписок — это их сразу записывать, но преодолеть этот барьер тоже поможет SubsCrab. Его можно подключить к своему почтовому ящику, а в некоторых странах — к получению банковских выписок, и приложение будет автоматически сканировать эти источники, чтобы узнавать о новых сервисах, на которые вы подписались. Таким образом, постепенно все сервисы будут учтены и забытых подписок станет гораздо меньше — как и неожиданных списаний с банковской карты. Кроме того, в SubsCrab можно вручную вносить иные периодические платежи, например по ипотеке. Подробнее о возможностях и настройках SubsCrab читайте в нашем обзоре.
О новой системе надо будет предупредить членов семьи и в дальнейшем периодически проверять подписки, чтобы отключать те из них, которые более не актуальны. Перед тем как продлевать очередную подписку, обязательно загляните в приложение SubsCrab. Оно отслеживает различные спецпредложения и промокоды, и с его помощью можно ощутимо сэкономить на продлении подписки.
* Статистика собрана по обезличенным данным пользователей SubsCrab (более 150 тыс. пользователей по всему миру, исключая Китай, за период с января 2023 года по август 2024 года) и может не отражать реальную ситуацию на рынке, а быть справедлива для определенной аудитории пользователей, которые склонны вести учет своих подписок.
Источник: Лаборатория Касперского
30.10.2024